19:07 Художественные стили в ковке |
Художественные стили в ковкеРоманскийДля романского (от лат. romanus — римский) стиля, по сути своей глубоко средневекового, характерны основательность и массивность. «Мой дом — моя крепость» — это именно о романских постройках. Так что и кованые изделия несли на себе печать «оборонительной» миссии: ворота и решетки были массивны, составлены из поставленных под углом или вертикально прутьев квадратного сечения. Промежутки между прутьями заполнялись симметричными спиралями, и такими украшениями аккуратно заполнялась вся поверхность решетки. Характерный узор состоит из завитков: они вырастают из одного толстого корня, перехваченного хомутом; развитие и соединение завитков строго симметрично и периодично; крупные завитки или плотно расположены, или имеют в центре сделанный из маленьких завитков цветок. Характерные черты
ГотическийПришедший на смену готический стиль был принципиально новым явлением в культуре. Готика породила острые шипы и навершия, просечки (соединение двух прутов, при котором один проходит через другой), узкие просветы между прутьями, а вот завиток (волюта), как не созвучный новой эстетике, практически исчез. Прутки оград обычно завершаются стрелами. В основе кованого готического ордера — части окружности, само формообразование очень геометрично. Но интерьерные решетки часто украшены изящным золоченым растительным орнаментом. Среди излюбленных мотивов — прорезные трилистники, лилии и розетки, стилизованные листья аканта, крестоцветы (четырехлистный клевер), вплетенные в ажурные геометрические орнаменты. Для ковки становится характерно использование прутка сложного профиля. Пересечение отдельных прутков оформляется либо просечкой, либо холодной клепкой (в случае плоских прутков). Для украшения используется листовая заготовка, из которой можно было сделать завитки, листья или характерные трехлистники. Характерные черты
РенессансРенессанс вдохнул в искусство новые силы и идеи, а появление круглого прутка буквально развязало руки кузнецам. Из него формировались роскошные спирали, разветвления, превращавшиеся на концах в листья и цветы, которые выполнялись ковкой в горячем состоянии без клепки. Там, где изгибающиеся прутки пересекались, выполнялись просечки (прошивки), в которые прутья продевались — так родились характерные «восьмерки». Результатом стало возникновение прочной, но легкой решетки. Исходным материалом для решеток служили привычные четырехгранные прутки, а также круглые и тонкие плоские прутья, железные полосы. Излюбленными их украшениями стали волюта, спираль, плетенка и саблеобразные листья. Декор же решеток все больше усложнялся: их теперь дополняли штампованным или литыми бюстами, фигурами и цветами. Характерные черты
БароккоСамый узнаваемый ренессансный стиль получил название барокко (с итал. — «вычурный, странный»). Главное его отличие — несоблюдение правил ренессансной гармонии: гораздо более значимым кажется художнику эмоциональное воздействие на зрителя. Барокко изобилует множеством декоративных листьев, розеток, для него характерны сложные формы и замысловатые узоры. Украшениями служат те же спирали, волюты, плетенки и саблевидные листья, но превратившиеся в великолепные запутанные заросли. Узнаваемым атрибутом стиля становятся натуралистические цветы, побеги и листья аканта, картуши, пальметты, свитые в праздничные гирлянды, пышные завитки, вазы, маски, драконы. Доминирующим элементом вновь становится завиток, а с ней и спирали, переходящие в С-образную форму. Славу барокко составили петербургские решетки и ограды, созданные по эскизам Дж. Растрелли. Характерные черты
РококоСтиль рококо, легкомысленный наследник барокко, во главу угла поставивший декоративность. Строгие линии распадаются, решетки облегчаются, в ковке применяются тонкие прутья и листья, придавая элегантную игривость формам. Рисунки орнаментов становятся асимметричными и дробными, произвольно расположенные S- и С-образные завитки, букеты, фестоны и гирлянды заполняют все свободное пространство. Рокайльский орнамент отличается филигранностью исполнения, а безостановочное движение побегов, пышные гирлянды из листьев и цветов придают плоскости объем. Характерные черты
КлассицизмКлассицизм (от лат. classicus — образцовый) приходит на смену барокко в середине 18 века, и хотя по инерции еще сохраняет декоративность и пластичность, характерные для барокко, имеет совершенно иной дух. Строгость и лаконизм выразительных средств он заимствует в античных источниках, и в кованых решетках отныне преобладает разменный ритм четких членений. В декор возвращаются копьевидные навершия прутьев, графичность контурной линии и общая гармоничная целостность с архитектурой (вспомните ограду Казанского собора в Петербурге). Узнаваемые элементы стиля — меандры (орнамент с рисунком в виде ломаных под прямым углом прямых линий), прямоугольники и окружности с вписанными в них орнаментальными розетками. Кованые изделия часто и изящно дополняются литыми элементами. Характерные черты
АмпирКованые изделия ампира отличаются прежде всего использованием прямых гладких прутьев и преобладанием геометрических элементов в орнаменте. Излюбленные мотивы кованого ампира — плавные прямые линии, окружности и меандр в сочетании с классическим акантовым листом и растительным орнаментом. Волюты (завитки) приобретают эллиптическую (вытянутую) форму; часто можно увидеть парные волюты, которые тянутся параллельно друг другу, а на концах сварены и скручены в простую улитку. В центре завитка может быть расположен цветочный фестон из акантовых чашечек. Одни и те же мотивы повторяются вдоль каждого из поясов изделия, особенно характерно для ампира чередование растительных элементов с меандрами или другими геометрическими узорами. Характерные черты
Модерн (ар-нуво, сецессион, югенд)В начале ХХ века в декоре кованых (и не только) изделий исчезают четкость и лаконизм, он становится все более причудливым и усложненным. Так рождает модерн. Для него характерны пластичные, лишенные углов очертания с явной склонностью к асимметрии. В рисунках преобладают природные растительные мотивы, особо почитаются экзотические цветы — ирисы, орхидеи. Так, «визитной карточкой» стиля ар-нуво в Европе стала линия, названная «ударом бича» — петлеобразно изогнутый стебель цикламена. В кованых изделиях линии и завитки свободно перетекают друг в друга, орнамент с множеством изгибов, пересечений (зачастую с изменением сечения профиля) почти не повторяется по всей длине изделия и оставляет впечатление завораживающей легкости. Характерные черты
Ар-декоАр-деко — «геометрический» вариант модерна, противостоящий его «растительному» направлению. Для ар-деко характерны скругленные углы, строгие вертикальные линии, линейный же геометричный декор из зигзагов, кругов, треугольников, солнц. Часто встречается объединение мотивов Древнего Востока и Египта, греческой классики, цветочных и животных форм с абстрактными фигурами, наложенных на экспрессию изломанных линий. Женственное и округлое принесено в жертву маскулинному и графичному. Стиль стал очень популярен (особенно в Америке) как символ новой роскоши и до сих пор считается стилем звезд. Характерные черты
|
|
Всього коментарів: 0 | |